Духовная экология К. Н. Благосклонов
Охрана и привлечение птиц



Содержание
Авиакатастрофы и птицы
Враги птиц и борьба с ними
Вымирание птиц
Гибель птиц от ядохимикатов
Загрязнение водоемов - опасно для птиц
Зимняя подкормка птиц
Искусственное увеличение числа птиц в природе
Истребление птиц
Исчезающие виды
Исчезающие и редкие птицы
Исчезновение журавлей и аистов
Исчезнувшие виды
Корма для птиц
Кормушки для птиц
Международная охрана птиц
Международный совет по охране птиц
О гнездовых паразитах
О значении птиц
О подкормке воробьев
О роли птиц в биоценозах
Одомашненные и прирученные птицы
Одомашнивание певчих птиц
Одомашнивание птиц - история
Отравление птиц человеком
Охотничье-промысловые птицы
Охрана и привлечение хищных птиц
Охрана птиц при лесных и полевых работах
Перевозка птенцов
Перевозка яиц
Переселение насекомоядных птиц
Переселение охотничье-промысловых птиц
Переселение полезных, певчих и декоративных птиц в города
Переселение редких и исчезающих птиц с целью их сохранения
Приручение птиц
Птицы в биоценозах Тихого океана
Птицы в современном мире
Птицы города
Птицы Москвы
Птицы родного края, города
Расселение дуба и кедра с помощью птиц
Роль птиц в круговороте веществ водоема
Связь и птицы
Технический прогресс и птицы
Эстетическое и воспитательное значение птиц
Как фотографировали птиц наши деды



ГлавнаяОхрана и привлечение птиц ⇒ Перевозка птенцов

Перевозка птенцов

На первый взгляд кажется, что птенцы настолько нежные создания, что их и в руки-то брать опасно, а не только перевозить на большие расстояния. На самом деле птенцы необычайно живучи.

Транспортабельность их, особенно если они уже подросли, оказалась необычайно высокой. Был проведен специальный опыт. Около полусотни птенцов разных насекомоядных птиц перевезли на грузовой машине за 80 км по исключительно плохой дороге, причем птенцы были специально помещены в фанерном ящике, лишенном каких-либо защитных приспособлений. Только 2 птенца погибли, ударившись о фанерную крышку ящика при особенно сильных толчках, все остальные выжили и были использованы в дальнейшей работе.

Автором был проведен опыт перевозки птенцов мухоловок-пеструшек, певчего дрозда из Подмосковья в Камышинский район Волгоградской области и нескольких кобчиков и пустельг, а также удодов в обратном направлении. Кроме мухоловок-пеструшек, все птицы отлично перенесли транспортировку по железной дороге и в автомашине. Пеструшки же к концу путешествия оказались сильно истощенными и после выпуска, без сомнения, погибли. Наиболее показательной и удачной была перевозка кобчиков. Птенцов разместили в фанерных ящиках (размер их 15X15X60 см с боковой стенкой, закрытой сеткой, и каждый ящик был разделен внутренними вставными перегородками на 3 части).

В каждом отсеке помещалось по 2—4 птенца приблизительно одинакового возраста. Кобчиков кормили в пути мясом 3 раза в день; все 25 птиц были доставлены на место без потерь; они подросли в вольере, и большая часть их была выпущена на волю, окольцованными в Подмосковье. Перевозка кобчиков и вообще хищных птиц таким способом оказалась вполне осуществимой и очень простой, и ее можно применять на практике. В последующие 3 года сотрудники Дарвинского заповедника повторили опыт перевозки кобчиков. Птенцы были взяты в тех же угодьях, где и наши, и перевезены в Дарвинский заповедник (за 3 года последовательно 12, 22 и 15 птиц).

Кроме того, по тому же маршруту были перевезены птенцы пустельги, чеглока и сизоворонки, а из Весьегонска Калининской области также скворца. Опять-таки было подтверждено, что перевозка птенцов мелких хищников оказалась несравненно проще, чем перевозка яиц, однако при перевозке мелких насекомоядных птиц возникала большая сложность — кормление птенцов в дороге. Кормление их вручную с пинцета требовало очень много времени, птенцы быстро привыкали к кормящим людям и после выпуска вели себя как ручные птицы: летали к людям, выпрашивали у них корм, садились им на головы, на плечи и совсем не желали расставаться с клеткой, в которой они могли получать корм. Лучше поэтому везти птенцов такого возраста, чтобы по прибытие на место они еще не были летающими и их можно было подложитьв гнезда местных птиц, поручив им дальнейшие заботы по выкармливанию.

Испытание в качестве воспитателей птиц синантропов в Дарвинском заповеднике показали возможность такого способа. Инстинкт кормления у взрослых птиц в период гнездования необычайно силен; поэтому некоторые взаимоотношения между птицами и птенцами оказались очень интересными: полевые воробьи способны выкормить птенца сизоворонки. Галки успешно кормят птенцов скворца, но скворцы совершенно не выкармливают галок. Пеночки разных видов погибают в гнездах почти у всех птиц, в том числе и у пеночек другого вида. Различия в гнездовой валентности у разных птиц заключаются, по нашим данным, прежде всего в окраске их ротовой полости, особенно «строги» птицы, птенцы которых имеют красный рот, например славки.

Если птенцы другого вида, которых подкладывают в гнездо, совсем маленькие, их птицы принимают лучше, однако перевозить маленьких птенцов не следует: они еще не приобрели теплокровности и требуют в пути обогрева. Теплокровность у птенцов наступает приблизительно на половине времени развития от вылупления из яйца до вылета из гнезда. У мухоловки-пеструшки, например, находящейся в гнезде в среднем 16 дней, теплокровность наступает на 8-й день.

Дальнейшие поиски исследователей были направлены на то, чтобы каким-то образом механизировать кормление перевозимых птенцов, во-первых, и, во-вторых, освободиться от необходимости подклада перевезенных птенцов в гнезда других птиц.



© 2004-2012 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.duhzemli.ru обязательна!

Rambler's Top100