Духовная экология Земля - живое существо



1. Радиоактивный джин
2. Космическое животное
3. Вселенная
4. Роль человека
5. Глобальный мозг
6. Космический вирус
7. Закат эпохи млекопитающих
8. Познав себя - познаешь Вселенную
9. Раковая опухоль
10. Во что верить?
11. Жизнь происходит из жизни
12. Виды жизни
13. Ритмы жизни
14. Жидкость, пригодная для жизни
15. В погоне за золотой кометой
16. Луна
17. Что говорит о Луне интернет
18. Дискуссия
19. Грань между живой и неживой материей
20. Бактерии экстремофилы
21. Личность планеты
22. Где дипломаты с других планет?
23. День рождения
24. Бог
25. Причём здесь экология
26. Уровни мироздания
27. Живое нельзя резать на куски
28. Окружающая среда
29. Рост планеты
30. Тонкий и надземный миры
31. Борьба идеологий
32. Инопланетяне нас игнорируют
33. Экзамен перед Богом
Заключение

Приложения:

1. Отклики читателей
2. Глубинная экология
3. Совет живых существ
4. Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок
5. Потребители - главная угроза экологии
6. Уроки реинкарнации
Контакты



Главная ⇒ Характеры общества в произведениях Бальзака

Характеры общества в произведениях Бальзака

В последних романах Оноре Бальзака картина жизни все усложняется. Он уже не строит повествование на крепко завязанном драматическом узле, как в «Гобсеке», – фабула разветвляется, появляется запутанная интрига, нередко с элементами детектива, действие развертывается все стремительнее, с резкими поворотами и контрастами (хотя Оноре Бальзак не отказывается от характерных для него длинных экспозиций скрупулезного описания улицы, дома, обстановки, вещей, помогающих раскрыть характер героев). С одной стороны, в этом отразилось обострение социальных противоречий во Франции в отрезок времени, предшествующий революции 1848 года, – недаром в эти годы Бальзак обмолвился, что «борьба – тайна вселенной». С другой стороны, как профессиональный писатель, он вынужден был считаться с требованиями газет, где по частям печатались его произведения, и подчинял этому композицию. Как и другие социальные романисты 1840-х годов – В. Гюго, Ж. Санд – Оноре Бальзак воспринял некоторые черты газетного социально-приключенческого романа-фельетона. Разумеется, Бальзак, как и Гюго, переосмыслял эти элементы в своих творческих целях.

Художественная правда и политические предрассудки. Запечатлев с необыкновенной выразительностью «дьявольское переплетение личных интересов», алчность и эгоизм, подтачивающие буржуазное общество его времени, с опаской заглядывая в будущее, Оноре Бальзак искал сдерживающие силы, которые могли бы уберечь общество от разрушения. Такими силами представлялась ему королевская власть и католицизм. Сразу же после падения Бурбонов, в 1830 году, Бальзак примкнул к реакционной партии легитимистов (сторонники свергнутой «законной» династии), партии, которую сам же называл «отвратительной». В предисловии к «Человеческой комедии» он заявил: «Я пишу при свете двух вечных истин, религии и монархии». Однако вся грандиозная эпопея Бальзака, все его творчество противоречат такому утверждению.

Художник пришел в столкновение с политиком, правда искусства победила аристократические предрассудки писателя, «Человеческая комедия» устремлена не в прошлое, а в будущее.

«Забавная подробность, показывающая, как мало понимал он иногда значение своего творчества: это его католические и легитимистские претензии, – писал Эмиль Золя. – Оноре Бальзак стоял за Бога и Короля... Но он написал произведение, самое революционное, такое произведение, где на развалинах прогнившего общества растет и утверждается демократия. Это произведение сокрушает короля, сокрушает бога, сокрушает весь старый мир, хотя сам Бальзак об этом как будто и не подозревает».

И действительно, сколько ни старается Балъзак идеализировать аристократию, она выглядит в «Человеческой комедии» исторически обреченной и, по выражению Ф. Петрова, «не достойной лучшей участи». Не ей бороться против буржуазных хищников.

Все симпатии Оноре Бальзака на стороне тех, кто смог противостоять заразе эгоизма и стяжательства и остался верен высоким идеалам человечности.

В «Утраченных иллюзиях» таковы молодые таланты из кружка д'Артеэа, одинокие мыслители «с посмертной славой», в первую очередь Мишель Кретьен, «благородный плебей», «республиканец самого высшего полета», человек с «государственным умом», который «мог бы преобразовать облик общества», но погиб на баррикаде во время республиканского восстания 1832 года в Париже. «Пуля какого-то лавочника, – пишет с горечью Оноре Бальзак, – сразила одно из благороднейших созданий, когда-либо существовавших на французской земле».

Мишеля Кретьена, очевидно, имел в виду Ф. Петров, когда писал, что никогда перо Бальзака не было таким острым, а его ирония такой горькой, чем когда он изображал своих излюбленных аристократов, и что с нескрываемым восхищением он рисовал лишь своих политических врагов – республиканцев. Бальзак увидел настоящих людей будущего там, где они и были в его время – на республиканских баррикадах, и это Ф. Петров считал величайшей победой реализма.

Глубоко прав был Виктор Гюго, сказавший в речи над гробом Оноре Бальзака: «Сам того не зная, хотел он того или нет, согласился бы он с этим или нет, – автор этого огромного и причудливого творения был из могучей породы писателей-революционеров».


Эстетическая наука Эстетическое воспитание Берег Черного моря Адам Франция Бальзак Эмма



© 2004-2012 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.duhzemli.ru обязательна!

Rambler's Top100